блог Козлова

Проблемы проведения профессиональных экзаменов в ВУЗах

 Наш ЦОК в 2021 году очень много и плодотворно работал с ВУЗами по проведению независимой оценке по проекту «Вход в профессию» так и по проведению полноценного экзамена. В результате проявилось несколько проблем:
1. При агитации студентов к сдаче ПЭ выявилось отсутствие на кафедрах системной работы по информированию их о сути НСК, путях ее внедрения в образовательный процесс вузов и т.п.
Пути решения
Одним из вариантов введения этой работы в систему может стать интеграция в образовательные программы (ОП) профильных факультативных курсов (примерная аннотация такого курса, разработанная специалистами ЭЦ СПбГТИ(ТУ) и находящаяся на рассмотрении руководства, прилагается).
1.      Проблема
Учитывая, что такие ПЭ проводились впервые, для объективной оценки ситуации руководители модулей оценки квалификаций, занимающиеся от ЭЦ привлечением студентов к экзаменационным процедурам, не давали советов, по каким именно ПК им сдавать ПЭ, т.е. студенты выбрали ПК на свое усмотрение. При этом ни одна из выбранных студентами ПК не включена в ОП, по которой они обучаются.
Этот факт свидетельствует о том, что со стороны кафедр не ведется работа по объяснению студентам приоритетности выбора ими для сдачи ПЭ именно тех ПК, которые включены в ОП на основании рекомендаций профильных ФГОС ВО 3++.
Пути решения
а) Такая работа со студентами должна строится на системной и постоянной основе, ее оператором должно являться учебно-методическое подразделение вуза, а соисполнителями – кафедры, где обучаются студенты, совместно с ЭЦ вуза, специалисты которого смогут для каждого студента провести консультацию в зависимости от его направления подготовки и тех ПК, которые и «прописаны» в ОП, и входят в область деятельности ЭЦ вуза. Эти же структуры совместно со студентами смогут построить их квалификационную траекторию и сформировать план ее внедрения в образовательный процесс – план-график сдачи ПЭ.
Когда эта работа будет налажена, и студенты начнут сдавать ПЭ по тем ПК, которые включены в ОП, показанные ими отрицательные результаты должны стать сигналом для кафедр для выяснения причин: или студент недостаточно усердный, или ОП не соответствует требованиям ПК (тогда должна быть проведена ее корректировка).
б) Важным и отнюдь не преждевременным является вопрос дальнейшего тиражирования результатов Проекта ГИА (ПА) – НОК. С учетом сжатых сроков его выполнения, конкретизированных в дорожной карте, можно предположить, что директивное внедрение ПЭ в аттестационные процедуры вуза по всем направлениям подготовки и специальностям, по которым он ведет подготовку кадров, следует ожидать, уже начиная с 2022/2023 учебного года, т.е. с осени 2022 года.
Времени мало, а есть вопрос, который необходимо в опережающем порядке к тому времени решить.
В связи с многопрофильностью вузов (например, в СПбГТИ(ТУ), наряду с химико-технологическими направлениями, готовят кадры по информационным технологиям, экономике, строительству, оборудованию и т.п.) прием ПЭ по всем направлениям подготовки и специальностям может быть обеспечен только путем придания межотраслевого статуса ЦОКам, в составе которых работают ЭЦ вузов.
Например, для СПбГТИ(ТУ) присоединение ЦОКа Завода «КП», наряду с СПК в наноиндустрии, только к одному СПК - СПК в области информационных технологий увеличило бы количество направлений подготовки, по которым можно принимать ПЭ в 2 раза (с 32% в настоящее время до 65%). А чтобы получить 100% необходимо войти в состав еще 6 СПК – СПК финансового рынка, СПК в машиностроении, СПК химического и биотехнологического комплекса, СПК в области обеспечения безопасности в ЧС, СПК в области управления персоналом и СПК агропромышленного комплекса.
Соответствующие предложения по опережающей подготовке СПбГТИ(ТУ) к внедрению в аттестацию студентов ПЭ подготовлены и находятся на рассмотрении руководства института (прилагаются).
2.      Проблема
Итоги выполнения студентами практической части ПЭ показали, что у них имеются дефициты знаний и умений, связанных с работой с нормативно-технической документацией, решением производственных задач и подготовкой конкретных кейсов.
Пути решения
Вузам в ОП необходимо увеличить количество занятий, связанных с освоением вышеуказанных разделов.
Это возможно реализовать, привлекая как большее количество работодателей в качестве преподавателей, так и специалистов ЭЦ к подготовке студентов к производственной практике и дальнейшей работе в промышленных компаниях. Работодатели могут проводить для студентов лекционные занятия, на которых, в том числе целесообразно показывать значимость внедрения ПЭ в образовательный процесс вуза с точки зрения дальнейшего трудоустройства студентов и карьерного роста выпускников.
2021-12-23 10:34