блог Козлова

Три мифа о профессиональном образовании в России — и почему они неверны

Сотрудники платят десятки тысяч рублей за обучающие курсы, но их работодатели не готовы компенсировать им затраты. Почему ситуация скоро изменится и как это повлияет на рынок дополнительного образования, рассказал СЕО GeekBrains Александр Волчек
Недавно совместно с сервисом «Работа.ру» мы провели исследование, в рамках которого узнали, как россияне относятся к дополнительному профессиональному образованию. В нем приняли участие 18 тыс. рядовых сотрудников и более 1 тыс. топ-менеджеров крупных компаний, в том числе HR-директоров. Это исследование развеивает многие стереотипы, сложившееся вокруг профессионального образования, и мне хотелось бы поделиться с вами наиболее интересными фактами и выводами из него.

Миф № 1
Рынок дополнительного профессионального образования нишевый. Работники в целом консервативны. Они довольны уровнем знаний, полученных в вузе, и у них нет потребности в дополнительном профобучении. Навыков и опыта, приобретенных на работе, вполне достаточно для успешной карьеры.
Результаты опроса полностью разрушили этот стереотип: 95% участников исследования готовы оплачивать свое профессиональное образование. Причем 40% из них согласны потратить на него от 50 до 100 тыс. руб. в год, а 10% — даже более 100 тыс. руб. Это очень серьезные цифры, показывающие, что у людей есть острая и, главное, осознанная потребность в обучении.
Откуда она взялась? Безусловно, ключевая причина — технологии. Производство, сельское хозяйство, бизнес, сфера услуг, рынок труда — все области жизни трансформируются под их воздействием. Одного только опыта уже недостаточно не только для карьерного роста, но даже для выполнения каждодневных задач — слишком быстро меняются рабочие процессы и инструменты.
Также появилось множество новых специальностей, которым либо не учат в вузах и колледжах, либо обучают, но в недостаточных объемах. Это, например, DevOps-инженеры и эксперты по большим данным. Один только дефицит ИТ-специалистов в России сейчас оценивается почти в 1 млн сотрудников, а к 2027 году, по оценкам экспертов из компании SAS, он может достичь 2 млн. Аналогичная ситуация и в других странах. Согласно отчету The Future of Jobs Report 2020, подготовленному аналитиками Всемирного экономического форума, к 2025 году в мире появится 97 млн новых «цифровых» рабочих мест. Университеты оперативно восполнить этот дефицит неспособны, поэтому на первый план вышли EdTech-проекты.
Еще одна причина того, что люди стали активнее, чем раньше, получать дополнительное образование, — его доступность. Сделать обучение более дешевым и удобным помогло распространение онлайн-курсов и широкополосного интернета.

Миф № 2
Дополнительное профессиональное образование получают в основном молодые люди. Им проще учится, чем сотрудникам среднего возраста или пожилым работникам, так как у них больше энергии и свободного времени, меньше домашних забот, они комфортно чувствуют себя в процессе дистанционного обучения.
Как показало наше исследование, самая большая группа опрошенных (40%), которые готовы получать дополнительное образование и оплачивать его, — это специалисты с опытом работы более 10 лет. То есть речь о работниках старше 30 лет.
Мне это не кажется удивительным, достаточно посмотреть на данные о демографической ситуации в России. Как и в большинстве развитых стран, большинство работающих — это мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет. Они находятся на пике своих физических и интеллектуальных возможностей и понимают, что имеющегося у них профессионального багажа для карьерного роста недостаточно. Поэтому они хотят получить дополнительные или новые навыки.
Вторая причина высокого интереса к профессиональному, особенно дистанционному, образованию у людей старше 30 — возросшая трудовая мобильность населения, связанная с распространением гибридного и удаленного режима труда. У сотрудников появилась возможность работать на более высокооплачиваемых позициях в компаниях, расположенных в других регионах. Это мотивирует их «прокачивать» свои профессиональные знания и навыки либо осваивать смежные, а то и совершенно новые, более востребованные, специальности
.
Миф № 3
Дополнительное профессиональное образование обычно инициирует и оплачивает работодатель.
Как показало наше исследование, это устаревший стереотип: сейчас бизнес готов тратить на образование персонала в разы меньше, чем сами сотрудники. Почти половина опрошенных представителей компаний (45%) указали, что могут выделить на одного сотрудника всего до 10 тыс. руб. в год. 17% респондентов отметили, что готовы тратить от 10 до 30 тыс. руб., 8% — от 30 до 50 тыс. руб., а лишь 2% — более 50 тыс. руб. в год. Почти треть (28%) опрошенных работодателей рассказали, что их организация поддержит только бесплатное обучение персонала. Это составляет значительный контраст с готовностью самих сотрудников инвестировать в свои профессиональные навыки.

Как это повлияет на будущее EdTech
Я вижу большой резерв для роста b2b-направления в сфере EdTech.Острая нехватка ИТ-специалистов и конкуренция за них, необходимость создать привлекательныйHR-бренд неизбежно приведут компании к пониманию того, что инвестиции в профобразование персонала позволят им сэкономить время и деньги при найме дефицитных работников, что снимет HR-барьеры для роста и масштабирования бизнеса. Еще одна сфера, пока слабо использующая возможности EdTech, — это госсектор. Очевидно, что цифровизация затрагивает и его, а специалисты в области ИТ и просто чиновники, владеющие цифровыми инструментами, требуются государству в значительных количествах.
Несмотря на бурный рост рынка дистанционного образования, EdTech сейчас находится на начальной стадии своего развития как в плане поиска оптимальных бизнес-моделей и образовательных форматов, таки с точки зрения объема сегмента. В среднесрочной перспективе он вырастет в десятки, а то и в сотни раз. Классические университеты, очевидно, не могут, да и не должны выпускать digital-специалистов в том количестве, в каком они требуются современной экономике.Увеличение средней продолжительности жизни и пенсионного возраста в развитых странах формирует явный запрос на получение новых знаний и навыков, так как часть профессий или исчезает, или радикально меняется. Возможно, что экономика знаний, в центре которой — высокие технологии, потребует от общества принять формат lifelong learning (непрерывное образование). То есть постоянное обучение станет нашим новым образом жизни.
Made on
Tilda