Все учебные модули прошли методологическую экспертизу в НАРК.
Технология реализации МКО. А.Факторович, 2020 (презентация) В данном случае была реализована идея полного цикла управления квалификациями: от формирования запроса на квалификации до проведения их независимой оценки. МЦОК стал точкой сборки и сопровождения бизнес-процессов, площадкой для отработки методических решений и перевода их в прикладные технологии по кадровому обеспечению инновационных предприятий.
Многофункциональный центр оценки квалификаций, создав научно-производственный консорциум, выстроил всю цепочку управления квалификациями, стал «единым окном» предоставления продуктов и сервисов НСК, связанных с получением и подтверждением квалификации, профессиональным развитием. Под целевую задачу МЦОК агрегировал запросы на квалификации, сформулировал и описал эти квалификации, сформировал запрос на образовательные программы, провел оценку квалификаций, по итогам которой были приняты кадровые решения и сформирована команда. Формирование команды специалистов с востребованными квалификациями было обеспечено, в том числе за счет эффективного распределения задач между участниками консорциума.
Кейс «Многофункциональный центр оценки квалификаций, как точка сборки кадровых решений», 2019, Волкова А.В., Козлова С.П., Факторович А.А., Митрякова О.Л.Видеоролик. МЦОК – точка сборки, 2019 МКО обеспечивает полный цикл управления востребованными квалификациями. Начиная, с определения перспективной потребности в кадрах, включая прогноз востребованных квалификаций с учетом инвестиционных проектов, развития новых рынков и производств, проектов и инициатив технологического развития. Далее формируется представление о требованиях к квалификации, т.н. квалификационные профили, которые содержат описание содержания профессиональной деятельности. Квалификационные профили определяются с учетом анализа бизнес-процессов реализации всей технологической цепочки создания продукта и синхронизируется с корпоративной системой менеджмента качества, что в последующем приводит к оптимизации бизнес-процессов и повышении производительности труда. Конкретный запрос системе подготовки кадров на разработку практикоориентированных образовательных программ формируется на основе выявленных квалификационных дефицитов, действующих и требуемых для реализации технологического проекта работников. Поэтому важным элементом МКО является подтверждение у работников квалификаций, посредством проведения процедуры независимой оценки квалификации (НОК) в форме профессионального экзамена. Результаты НОК также являются критерием подтверждения качества обучения кадрового ресурса. Кроме того, НОК позволяет определить квалификацию специалиста, полученную как формальным, так и неформальным путем, а также через практический опыт работника, что актуально для обеспечения производительной занятости в инновационных сферах.
Таким образом МКО - инструмент полного цикла управления квалификациями и обеспечивает системный подход к решению кадровых задач.
Видеоролик «Результаты проекта МКО», 2019«Инжиниринговые команды нового поколения», С.Цыбуков, 2019 (презентация) Сегодня программы, которые предлагаются вузами, не всегда практико-ориентированные и опираются на те дисциплины, которые были сформированы пять, десять, пятнадцать лет назад. Да, это необходимый фундамент, без которого не обойтись, ведь нельзя «посадить технологию на чистый лист», нужны специалисты, которые хорошо владеют базовыми предметами – физикой, химией, инженерией и т.д. Но при этом необходимы короткие обучающие программы, образовательный контент, которой отвечает самым актуальным требованиям рынка труда. И вот тут ВУЗ может применить нашу технологию: точно также выявить дефицит через оценку, отсканировав потребность от работодателя через описание технологии или через описание бизнес-процессов. Это сложная задача, поэтому здесь необходимо методическое и проектное сопровождение.
В Санкт-Петербурге также был реализован проект по масштабированию модели (МКО) на региональном рынке труда. В этом проекте у нас получилась инверсия модели - мы пошли от обратного, от учебных программы. У нас была гипотеза, что вначале мы выявим те востребованные квалификации и компетенции, которые характерны для региональных потребностей, а дальше подберем вуз и программы, которые наилучшим образом отвечают этим потребностям. И уже после обучения дадим вузу рекомендации по усовершенствованию программы, с тем чтобы в дальнейшем результаты обучения были еще точнее синхронизированы с реальным функционалом, необходимым для участников команд по внедрению передовых производственных технологий.
«Масштабирование модели кадрового обеспечения 2.0», АРЧК СЗФО, 2021 (презентация) «Адаптация МКО для подготовки проектных команд» С. Салкуцан, 2020 (презентация) Представители пилотных предприятий Санкт-Петербурга прошли обучение по предложенной Политехом программе и выяснилось, что программа требует корректировки. Некой шпаргалкой для вуза по изменениям образовательной программы стали сформированные нами требования к квалификационным профилям специалистов. Так, например, экспертными фокус-группами были сформированы профили специалиста по цифровой трансформации и специалиста по проектированию квалификационных потребностей при реализации инновационных проектов, которые показали, какие требования предъявляются в реальном бизнесе к этим специалистам, какими умениями, знаниями и навыками они должны обладать и т.д. В этом и заключалась некоторая инверсия, что явилось подтверждением адаптивности модели под решаемые задачи
В проекте по масштабированию МКО мы развернули фокус на операторов рынка труда - службы занятости населения, предполагая, что предлагаемая нами технология может являться инструментом работы с людьми, которые выходят на рынок труда. Чтобы обучать людей более адресно и целенаправленно, их сначала нужно профилировать по результатам диагностики их квалификации и компетенций. И только тогда уже можно будет понять, какие образовательные программы подходят каждому для повышения квалификации или переобучения. При этом переучивать или повышать квалификацию действующих работников надо под конкретные задачи регионального рынка труда, а не просто учить макраме плести или пирожки печь. Поэтому специалисты из службы занятости населения были включены в реализацию проекта с самого начала. Они прошли обучение применению современных кадровых инструментов, которые предлагает МКО. Далее они должны будут формировать для себя план по применению результатов обучения под свои задачи.
Как мы видим, Модель может быть адаптирована под различные группы пользователей: регуляторов и операторов рынка труда (службы занятости, рекрутинговые агентства, центры карьеры и т.п.), вузы и колледжи, предприятия. Модель может дать старт разработке и внедрению сквозной технологии сборки команд высококвалифицированных специалистов для всех уровней — федерального, регионального, отраслевого и корпоративного.
«Тиражирование МКО», 2020 (презентация) Инструменты Национальной системы квалификаций для бизнеса и образования», А.Факторович, 2020 (презентация) Технологию, заложенную в МКО, можно использовать при необходимости вывода на рынок труда профессий «будущего», что позволит осуществлять вузам подготовку кадров по «опережающим» квалификациям.
Методы и подходы к исследованию опережающих квалификаций, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020 (презентация) «Кадровое проектирование для экономики нового технологического уклада профессии будущего», СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020 (презентация) Кроме того, МКО – имеет значительный потенциал стать платформой реализации задач кадрового обеспечения, как для предприятия-работодателя, так и для региона в целом. Создание эргономичного цифрового сервиса (агрегатора) поддержки развития и капитализации профессиональных квалификаций, объединяющего интересы различных категорий субъектов рынка труда позволяет обеспечить оперативность получения актуального информационного кадрового контента в удобном формате в соответствии с целевым запросом. Принцип платформенного решения позволит участникам создавать ценности, пользоваться инфраструктурой и вносить свой вклад в развитие платформы. Платформа позволит формировать аудиторию вокруг создания ценности; консолидировать усилия профессионального сообщества; сократить трансакционные издержки, обеспечить верификацию создаваемых продуктов, предоставить инструменты технологические и методические решения, протестированные управленческим и кадровым опытом. Таким образом, будет
организована эффективная, оперативная коммуникация всех заинтересованных участников рынка труда на едином информационном ресурсе. Видеоролик «МКО от идеи создания до платформы», 2020 Посредством платформы возможно решить следующие задачи:
- Создание пользовательских сервисов проектирования треков профессионального развития, повышение мобильности кадрового ресурса;
- Формирование новых подходов к разработке образовательного контента и технологий проектированию образовательных траекторий, с учетом применения прикладных технологий НСК;
- Определение Концепции многофункциональных центров управления квалификациями;
- Обеспечение капитализации кадрового ресурса; доступа к конструктору моделей кадрового обеспечения под целевые задачи бизнеса.
Эффекты:
- повышение конкурентоспособности соискателей на рынке труда, диагностика профессионального трека;
- повышение эффективности использования кадровых ресурсов, нормирование трудовых функций, адекватная рыночная оценка квалификационных профилей;
- соответствие подготовки кадров запросам индустриальных партнеров (бизнеса);
- адресная навигация профессионального развития для соискателя и действующего работника;
- формирование новых институциональных и содержательных решений для операторов рынка труда;
- формирование технологий кадрового проектирования для акселерационных платформ, повышение их функциональности и эргономичности;
- синергия за счет комплексного использования различных кадровых продуктов, спозиционированных на цифровой платформе.
МКО является механизмом реализации инвестиционных проектов и создания высокотехнологичных кластеров, поскольку основана на идее консорциума - взаимодействия науки (институтов развития), бизнеса, образования и синхронизации технологических и кадровых решений.
В 2020-2021 годах в Санкт-Петербурге был успешно реализован проект по масштабированию МКО, сформирована типовая модель взаимодействия субъектов регионального рынка труда (операторы, бизнес, образование, наука, органы управления) с учетом возможностей применения МКО, что позволит обеспечить эффективную коммуникацию основных участников регионального рынка труда (региональных органов исполнительной власти, инвесторов, бизнеса, институтов развития, системы образования, трудоспособных граждан) в решении вопросов прогнозирования кадровой потребности и внедрения различных механизмов привлечения кадров; повышение предсказуемости и управляемости рынка человеческого капитала региона путем применения унифицированных методических подходов и интегрированных цифровых решений.
Таблица 1. Компоненты модели кадрового обеспечения (МКО)